В кино — эффектно. В жизни — гравитационная рогатка. И она круче, чем спецэффекты.
Научная фантастика давно приучила нас к сценам, в которых космический корабль, спасаясь от инопланетян, взрывающейся звезды или заканчивающегося топлива, внезапно замечает вблизи планету, резко разворачивается и, с ревущими двигателями, уходит в спасительное ускорение, используя её гравитацию. Аплодисменты, оркестр — и счастливый финал. Но возможно ли такое в реальности?
Ответ — да. Хотя всё происходит куда менее драматично, чем в кино. В реальности это называется гравитационный манёвр — чаще всего его называют "гравитационная помощь" (gravitational assist), а вот термин "гравитационная рогатка" (gravitational slingshot), знакомый многим по фильмам и поп-культуре, — скорее неформальный.
Суть кажется простой: когда космический аппарат приближается к массивному объекту, например к планете, её гравитация изгибает траекторию полёта, меняя направление движения. Но манёвр не ограничивается поворотом. Если подойти к вопросу грамотно, можно не только изменить курс, но и ускориться или, наоборот, замедлиться — в зависимости от цели миссии и конфигурации траектории.
Вот тут начинается самая интересная часть. Интуитивно может казаться, что приближаясь к планете, зонд ускоряется, но затем, удаляясь, теряет эту же скорость — ведь притяжение действует в обе стороны. И действительно: если смотреть только с точки зрения самой планеты, то космический аппарат подлетает, ускоряется, пролетает мимо и снова теряет скорость на выходе. Как мяч, который ускоряется, падая на землю, и теряет ту же энергию при подъёме после отскока.
Но если взглянуть на ситуацию в масштабе Солнечной системы, картина меняется. Планета ведь тоже движется — она вращается вокруг Солнца. И если подлететь к ней сзади, по ходу её орбитального движения, можно использовать её Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся не только для поворота, но и для того, чтобы "прихватить" часть её орбитальной кинетической энергии. Это и даёт тот самый "пинок" — аппарат ускоряется относительно Солнца.
Фактически, зонд крадёт крошечную долю скорости планеты. Да, она при этом чуть-чуть замедляется — но настолько ничтожно, что даже при запуске миллиона зондов эффект будет менее заметен, чем если бы на вас налетела бактерия во время прогулки.
Этот способ — один из ключей к межпланетным полётам. Ракеты могут разгонять зонд лишь до определённой скорости, а расстояния в Солнечной системе настолько огромны, что прямой путь до внешних планет может занять десятилетия. Можно, конечно, взять больше Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся , но это топливо нужно тоже разогнать, что требует ещё больше топлива — и так по кругу. Этот порочный круг известен как ракетное уравнение: чем выше желаемая скорость, тем быстрее растёт масса требуемого топлива.
Вот почему гравитационные манёвры — не просто удобство, а порой единственно возможное решение. Классический пример — миссия Cassini, запущенная к Сатурну в 1997 году. Сам аппарат весил 2,5 тонны без топлива и достигал 5,7 тонны с ним и сопутствующим оборудованием. Разогнать такую махину напрямую — почти невозможно. Поэтому маршрут включал два облёта Венеры, один — Земли и ещё один — Юпитера. Каждый раз Cassini получал энергетическую "подпитку", ускоряясь за счёт планет и экономя топливо.
Аналогичные манёвры используются и для торможения — когда нужно приблизиться к Солнцу или к внутренним планетам. Земля летит вокруг Солнца со скоростью более 30 км/с, и чтобы отправить зонд к Меркурию, нужно погасить часть этой боковой скорости. Поэтому аппараты запускают в противоположном направлении, чтобы они оказались "впереди" нужной планеты и отдали ей часть своей скорости.
Именно так действовала миссия BepiColombo, совместный проект Европейского и Японского космических агентств. Зонд облетел Землю один раз и Венеру — дважды, прежде чем достиг орбиты Меркурия. Но даже после этого ему пришлось выполнить шесть гравитационных манёвров у самого Меркурия, чтобы замедлиться и перейти на нужную орбиту. Последний такой облёт прошёл в январе 2025 года, а выход на орбиту запланирован на ноябрь 2026.
Гравитационные манёвры — это наглядный пример того, почему космос — это действительно сложно. Настоящая Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся , без преувеличения. Гравитация, которая изначально кажется врагом, становится лучшим союзником. И если правильно рассчитать траекторию, можно облететь пол-Солнечной системы, не потратив ни капли лишнего топлива.
Современные космические миссии всё чаще полагаются на точные Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся и сложные математические модели для планирования таких манёвров. Для просмотра ссылки Войди или Зарегистрируйся и зонды используют эти принципы не только для достижения дальних планет, но и для коррекции своих орбит вокруг Земли. Даже такие современные системы, как Для просмотра ссылки Войди или Зарегистрируйся , применяют гравитационные эффекты для оптимизации своих Для просмотра ссылки Войди или Зарегистрируйся .
По мере развития космических технологий инженеры изучают возможности создания Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся , но гравитационные манёвры по-прежнему остаются одним из самых эффективных способов перемещения в космосе. Ведь использование планетарной гравитации — это, по сути, использование бесплатной энергии, заложенной в движении небесных тел.
Научная фантастика давно приучила нас к сценам, в которых космический корабль, спасаясь от инопланетян, взрывающейся звезды или заканчивающегося топлива, внезапно замечает вблизи планету, резко разворачивается и, с ревущими двигателями, уходит в спасительное ускорение, используя её гравитацию. Аплодисменты, оркестр — и счастливый финал. Но возможно ли такое в реальности?
Ответ — да. Хотя всё происходит куда менее драматично, чем в кино. В реальности это называется гравитационный манёвр — чаще всего его называют "гравитационная помощь" (gravitational assist), а вот термин "гравитационная рогатка" (gravitational slingshot), знакомый многим по фильмам и поп-культуре, — скорее неформальный.
Суть кажется простой: когда космический аппарат приближается к массивному объекту, например к планете, её гравитация изгибает траекторию полёта, меняя направление движения. Но манёвр не ограничивается поворотом. Если подойти к вопросу грамотно, можно не только изменить курс, но и ускориться или, наоборот, замедлиться — в зависимости от цели миссии и конфигурации траектории.
Вот тут начинается самая интересная часть. Интуитивно может казаться, что приближаясь к планете, зонд ускоряется, но затем, удаляясь, теряет эту же скорость — ведь притяжение действует в обе стороны. И действительно: если смотреть только с точки зрения самой планеты, то космический аппарат подлетает, ускоряется, пролетает мимо и снова теряет скорость на выходе. Как мяч, который ускоряется, падая на землю, и теряет ту же энергию при подъёме после отскока.
Но если взглянуть на ситуацию в масштабе Солнечной системы, картина меняется. Планета ведь тоже движется — она вращается вокруг Солнца. И если подлететь к ней сзади, по ходу её орбитального движения, можно использовать её Для просмотра ссылки Войди
Фактически, зонд крадёт крошечную долю скорости планеты. Да, она при этом чуть-чуть замедляется — но настолько ничтожно, что даже при запуске миллиона зондов эффект будет менее заметен, чем если бы на вас налетела бактерия во время прогулки.
Этот способ — один из ключей к межпланетным полётам. Ракеты могут разгонять зонд лишь до определённой скорости, а расстояния в Солнечной системе настолько огромны, что прямой путь до внешних планет может занять десятилетия. Можно, конечно, взять больше Для просмотра ссылки Войди
Вот почему гравитационные манёвры — не просто удобство, а порой единственно возможное решение. Классический пример — миссия Cassini, запущенная к Сатурну в 1997 году. Сам аппарат весил 2,5 тонны без топлива и достигал 5,7 тонны с ним и сопутствующим оборудованием. Разогнать такую махину напрямую — почти невозможно. Поэтому маршрут включал два облёта Венеры, один — Земли и ещё один — Юпитера. Каждый раз Cassini получал энергетическую "подпитку", ускоряясь за счёт планет и экономя топливо.
Аналогичные манёвры используются и для торможения — когда нужно приблизиться к Солнцу или к внутренним планетам. Земля летит вокруг Солнца со скоростью более 30 км/с, и чтобы отправить зонд к Меркурию, нужно погасить часть этой боковой скорости. Поэтому аппараты запускают в противоположном направлении, чтобы они оказались "впереди" нужной планеты и отдали ей часть своей скорости.
Именно так действовала миссия BepiColombo, совместный проект Европейского и Японского космических агентств. Зонд облетел Землю один раз и Венеру — дважды, прежде чем достиг орбиты Меркурия. Но даже после этого ему пришлось выполнить шесть гравитационных манёвров у самого Меркурия, чтобы замедлиться и перейти на нужную орбиту. Последний такой облёт прошёл в январе 2025 года, а выход на орбиту запланирован на ноябрь 2026.
Гравитационные манёвры — это наглядный пример того, почему космос — это действительно сложно. Настоящая Для просмотра ссылки Войди
Современные космические миссии всё чаще полагаются на точные Для просмотра ссылки Войди
По мере развития космических технологий инженеры изучают возможности создания Для просмотра ссылки Войди
- Источник новости
- www.securitylab.ru