Что случилось после обновления закона.
В третьем квартале 2024 года российские банки зафиксировали 348,6 тыс. операций, совершенных без согласия клиентов-физических и юридических лиц, на сумму 9,3 млрд рублей, Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся Центробанк России. Этот квартальный показатель стал рекордным за весь период раскрытия статистики, начиная с 2020 года. В сравнении с третьим кварталом 2023 года объем мошеннических транзакций увеличился в 2,6 раза, а по сравнению с уровнем второго квартала 2024 года — почти в два раза. 98,6% от общего объема хищений (9,2 млрд рублей) составляют кражи средств физических лиц.
Рост числа таких операций в ЦБ объясняют тем, что с середины лета банки начали отчетность о мошеннических операциях по обновленной форме. С 25 июля 2024 года вступил в силу закон о противодействии мошенническим переводам, который изменил определение операции без согласия клиента. Согласно новому закону, под эту категорию теперь попадают переводы, совершенные вследствие обмана или злоупотребления доверием. До этого банки учитывали такие операции на основе трех признаков, теперь их шесть.
Для сравнения: за весь 2023 год объем операций, совершенных без согласия граждан, составил 15,3 млрд рублей, а за девять месяцев 2024 года этот показатель уже достиг 17,8 млрд рублей.
Больше половины мошеннических операций (54,4%) в третьем квартале этого года были совершены с карт граждан — всего 189,3 тыс. случаев с ущербом на 2,2 млрд рублей. Объем подобных транзакций практически не изменился по сравнению с вторым кварталом 2024 года.
Число краж со счетов физических лиц, совершенных через дистанционное банковское обслуживание или переводы, значительно увеличилось — на 85,6% по количеству случаев, а по объему ущерба — почти в четыре раза.
Число хищений с использованием функционала Системы быстрых платежей (СБП), то есть переводов по номеру телефона, увеличилось на 36,9%. Количество таких случаев возросло с 44,7 тыс. во втором квартале до 61,1 тыс. в третьем квартале, а объем таких операций подскочил почти вдвое, до 2,8 млрд рублей.
Также зафиксирован рост мошеннических операций в отношении физических лиц без открытия счета — 65,1 тыс. случаев против 100 во втором и 81 в первом квартале. Общая сумма таких операций составила 336,3 млн рублей, но объем ущерба возрос в 12,5 раза по сравнению с вторым кварталом.
С 25 июля 2024 года банки обязаны приостанавливать перевод средств на два дня, если информация о получателе есть в черном списке ЦБ — базе данных о случаях и попытках мошенничества. Если этого не происходит, банк обязан вернуть деньги клиенту в течение 30 календарных дней. Новый механизм был введен с целью борьбы с хищением средств, в том числе с использованием социальной инженерии.
Центробанк отмечает, что с этого момента банки начали отчитываться по мошенническим операциям с учетом законодательных изменений. Размер зафиксированных потерь в третьем квартале значительно превысил средние значения за предыдущие четыре квартала.
Доля средств, возмещенных банками клиентам, пострадавшим от мошенничества, в третьем квартале составила 11,9%. Это в два раза выше уровня второго квартала (6,1%) и среднего значения за прошедший год (9,7%). Объем предотвращенных мошеннических операций увеличился более чем в два раза, до 4,9 трлн рублей.
Согласно данным Центробанка, в третьем квартале банки зафиксировали 20,3 тыс. атак на клиентов с использованием методов социальной инженерии, что остается самым распространенным способом мошенничества в банковской сфере. По сравнению со вторым кварталом число таких случаев сократилось незначительно, но относительно средних показателей за предыдущий год их количество снизилось на 29,2%.
ЦБ также инициировал 42,1 тыс. запросов операторам связи с просьбой заблокировать номера, использующиеся в мошенничестве. В предыдущем квартале таких запросов было 53,6 тыс.
В третьем квартале 2024 года российские банки зафиксировали 348,6 тыс. операций, совершенных без согласия клиентов-физических и юридических лиц, на сумму 9,3 млрд рублей, Для просмотра ссылки Войди
Рост числа таких операций в ЦБ объясняют тем, что с середины лета банки начали отчетность о мошеннических операциях по обновленной форме. С 25 июля 2024 года вступил в силу закон о противодействии мошенническим переводам, который изменил определение операции без согласия клиента. Согласно новому закону, под эту категорию теперь попадают переводы, совершенные вследствие обмана или злоупотребления доверием. До этого банки учитывали такие операции на основе трех признаков, теперь их шесть.
Для сравнения: за весь 2023 год объем операций, совершенных без согласия граждан, составил 15,3 млрд рублей, а за девять месяцев 2024 года этот показатель уже достиг 17,8 млрд рублей.
Больше половины мошеннических операций (54,4%) в третьем квартале этого года были совершены с карт граждан — всего 189,3 тыс. случаев с ущербом на 2,2 млрд рублей. Объем подобных транзакций практически не изменился по сравнению с вторым кварталом 2024 года.
Число краж со счетов физических лиц, совершенных через дистанционное банковское обслуживание или переводы, значительно увеличилось — на 85,6% по количеству случаев, а по объему ущерба — почти в четыре раза.
Число хищений с использованием функционала Системы быстрых платежей (СБП), то есть переводов по номеру телефона, увеличилось на 36,9%. Количество таких случаев возросло с 44,7 тыс. во втором квартале до 61,1 тыс. в третьем квартале, а объем таких операций подскочил почти вдвое, до 2,8 млрд рублей.
Также зафиксирован рост мошеннических операций в отношении физических лиц без открытия счета — 65,1 тыс. случаев против 100 во втором и 81 в первом квартале. Общая сумма таких операций составила 336,3 млн рублей, но объем ущерба возрос в 12,5 раза по сравнению с вторым кварталом.
С 25 июля 2024 года банки обязаны приостанавливать перевод средств на два дня, если информация о получателе есть в черном списке ЦБ — базе данных о случаях и попытках мошенничества. Если этого не происходит, банк обязан вернуть деньги клиенту в течение 30 календарных дней. Новый механизм был введен с целью борьбы с хищением средств, в том числе с использованием социальной инженерии.
Центробанк отмечает, что с этого момента банки начали отчитываться по мошенническим операциям с учетом законодательных изменений. Размер зафиксированных потерь в третьем квартале значительно превысил средние значения за предыдущие четыре квартала.
Доля средств, возмещенных банками клиентам, пострадавшим от мошенничества, в третьем квартале составила 11,9%. Это в два раза выше уровня второго квартала (6,1%) и среднего значения за прошедший год (9,7%). Объем предотвращенных мошеннических операций увеличился более чем в два раза, до 4,9 трлн рублей.
Согласно данным Центробанка, в третьем квартале банки зафиксировали 20,3 тыс. атак на клиентов с использованием методов социальной инженерии, что остается самым распространенным способом мошенничества в банковской сфере. По сравнению со вторым кварталом число таких случаев сократилось незначительно, но относительно средних показателей за предыдущий год их количество снизилось на 29,2%.
ЦБ также инициировал 42,1 тыс. запросов операторам связи с просьбой заблокировать номера, использующиеся в мошенничестве. В предыдущем квартале таких запросов было 53,6 тыс.
- Источник новости
- www.securitylab.ru