Язык сочетает REPL-интерактивность с JIT и строгим контролем памяти.
Разработчик Джей Уилкерсон ушел с должности инженера в Electronic Arts, чтобы полностью посвятить себя созданию нового языка программирования jank. Этот язык — нативный диалект Clojure на основе LLVM, который сочетает в себе элементы C++, Clojure и Rust.
Проект Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся начался еще в 2015 году, когда Уилкерсон изучал дизайн языков программирования, работая над игровыми движками. Он стремился объединить интерактивность и ценностно-ориентированную природу Clojure с возможностями нативной компиляции и минимальными рантайм-накладными расходами. В отличие от традиционного Clojure, который работает на JVM, jank использует C++ и LLVM для JIT -компиляции.
<h3>Развитие и интерес сообщества</h3> По словам Уилкерсона, jank уже стал самым популярным среди неопубликованных проектов на Clojure, уступая лишь HumbleUI. За годы работы он общался с основателями и техническими лидерами различных компаний, заинтересованных в использовании jank для решения проблем производительности, эффективности и совместимости Clojure.
Аналитики отмечают, что появление jank продолжает традицию функционального программирования, закладывая современные принципы в основу идей Lisp. В языке сочетаются JIT-компиляция, сборка мусора, динамическая типизация и интерактивная среда разработки (REPL), что делает его мощным инструментом для разработчиков.
<h3>Дорожная карта на 2025 год</h3> По словам Уилкерсона, впереди еще много работы. В 2025 году основное внимание будет уделено следующим направлениям:
<h3>Возможные сценарии использования</h3> Первоначально jank задумывался для игровой индустрии, но его применение выходит далеко за пределы геймдева. Язык может использоваться в Unreal Engine, Unity и Godot как JIT-компилируемый диалект Lisp с поддержкой AOT-компиляции.
Другие возможные применения включают:
Название jank возникло как шутливое самоуничижение, по аналогии с тем, как Линус Торвальдс назвал свою систему контроля версий git. Уилкерсон надеется, что со временем язык станет настолько надежным, что его название приобретет ироничный смысл.
<h3>Будущее jank</h3> Несмотря на долгий путь разработки, jank только начинает свой путь. В ближайшие годы ожидается появление новых игровых движков, написанных на jank, его интеграция в существующие движки, активное развитие в области GUI, веб-сервисов и WASM-компиляции.
Как отмечает сам Уилкерсон: «Через три года мы увидим jank везде — в играх, веб-приложениях, инструментах разработчиков и даже в научных вычислениях. Это только начало».
Разработчик Джей Уилкерсон ушел с должности инженера в Electronic Arts, чтобы полностью посвятить себя созданию нового языка программирования jank. Этот язык — нативный диалект Clojure на основе LLVM, который сочетает в себе элементы C++, Clojure и Rust.
Проект Для просмотра ссылки Войди
<h3>Развитие и интерес сообщества</h3> По словам Уилкерсона, jank уже стал самым популярным среди неопубликованных проектов на Clojure, уступая лишь HumbleUI. За годы работы он общался с основателями и техническими лидерами различных компаний, заинтересованных в использовании jank для решения проблем производительности, эффективности и совместимости Clojure.
Аналитики отмечают, что появление jank продолжает традицию функционального программирования, закладывая современные принципы в основу идей Lisp. В языке сочетаются JIT-компиляция, сборка мусора, динамическая типизация и интерактивная среда разработки (REPL), что делает его мощным инструментом для разработчиков.
<h3>Дорожная карта на 2025 год</h3> По словам Уилкерсона, впереди еще много работы. В 2025 году основное внимание будет уделено следующим направлениям:
- Улучшенная система обработки ошибок;
- Бесшовная интеграция с C++;
- Полная AOT-компиляция проекта;
- Достижение паритета с основными библиотеками Clojure;
- Поддержка сервера nREPL;
- Интеграция с Leiningen и deps.edn;
- Распространение jank в основных дистрибутивах Linux и macOS;
- Улучшенная документация;
- Тестирование на стабильность и надежность;
- Развитие сообщества и поддержка пользователей.
<h3>Возможные сценарии использования</h3> Первоначально jank задумывался для игровой индустрии, но его применение выходит далеко за пределы геймдева. Язык может использоваться в Unreal Engine, Unity и Godot как JIT-компилируемый диалект Lisp с поддержкой AOT-компиляции.
Другие возможные применения включают:
- Разработку GUI с интеграцией Qt, GTK+, wxWidgets и ImGui;
- Использование в научных вычислениях, включая работу с данными в CERN;
- Разработку веб-сервисов;
- Создание высокопроизводительных систем с нативной интеграцией библиотек.
Название jank возникло как шутливое самоуничижение, по аналогии с тем, как Линус Торвальдс назвал свою систему контроля версий git. Уилкерсон надеется, что со временем язык станет настолько надежным, что его название приобретет ироничный смысл.
<h3>Будущее jank</h3> Несмотря на долгий путь разработки, jank только начинает свой путь. В ближайшие годы ожидается появление новых игровых движков, написанных на jank, его интеграция в существующие движки, активное развитие в области GUI, веб-сервисов и WASM-компиляции.
Как отмечает сам Уилкерсон: «Через три года мы увидим jank везде — в играх, веб-приложениях, инструментах разработчиков и даже в научных вычислениях. Это только начало».
- Источник новости
- www.securitylab.ru