Темная сторона Uber. Три варианта необычного использования сервиса
Вечером 1 июня Общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии вложил гигантскую сумму – $3,5 млрд – в сервис частных водителей Uber. Это крупнейшая единовременная инвестиция, которую когда-либо в истории получала частная организация. Сделка подтвердила статус Uber как компании, которая привлекает больше вложений, чем любой другой стартап мира.
Параллельно издание Motherboard публикует серию материалов об обратной стороне каршерингового сервиса. Официально подборка рассказывает о том, «как Uber изменил и еще изменит мир вокруг нас», но одновременно она позволяет составить портрет сервиса и увидеть то, что обычно не видит средний пользователь, вызывающий очередную машину, а возможно, и крупнейший инвестор. Вот несколько историй об Uber, каким вы его не знали.
Мой uber-дилер
В один прекрасный день журналист Луис Чаппаро сел в машину Uber в Мехико и, поддерживая непринужденную беседу с сорока-с-чем-то-летним водителем, пошутил: хорошо бы у меня был диплом врача, тогда я зарабатывал бы больше, чем сейчас. Водитель Альберто ответил: ну, могу помочь его получить. Чаппаро выяснил, что имел в виду Альберто, много времени спустя: целый год он набирался смелости вновь связаться с ним. Шофер не был фальсификатором документов или дилером на черном рынке, но, как оказалось, у него были нужные связи. Так журналист узнал о второй жизни водителя Uber – он был посредником между клиентами сервиса и нелегальным бизнесом, процветающим в столице Мексики.
Зарабатывать извозом могут люди из самых разных слоев общества, некоторые из них знакомы с изнанкой больших городов, в этом нет ничего удивительного. Но в Мексике контакты с криминальным миром становятся самостоятельным источником заработка – посредникам тоже полагается плата. Путь от дома Чаппаро до Тепито («отважный квартал», как называют его местные) – одного из самых криминальных районов Мехико, – стоил 60 песо ($4). Эта сумма несоизмерима с реальным заработком Альберто в эту поездку: за сопровождение по опасному кварталу и знакомство с фальсификатором документов Раулем Чаппаро заплатил ему еще 1000 песо ($60). Для компании Uber, следящей за перемещениями своих водителей, путешествие ничем не отличалось от всех прочих.
Как пишет автор статьи, таксист Альберто возит к Раулю нуждающихся в тех или иных услугах пассажиров уже в течение двух лет и «никогда не имел никаких проблем». Такая практика не редкость в Мексике: по свидетельству Рауля, криминальные картели (с которыми сам он решительно никак не связан) порой используют таксистов в качестве «койотов» – поставщиков клиентов. «Водители Uber – идеальные койоты», – говорит фальсификатор: они ничего не навязывают, а просто болтают с пассажирами и узнают о них больше, чем обычные таксисты наводящими вопросами вроде «что ты ищешь?». По мнению Рауля, в Мехико койотами являются сотни водителей Uber.
Все, что нужно в Мексике для того, чтобы стать новым человеком, – это образец настоящего документа, который нужно подделать, компьютер и умение обращаться с графическим редактором, например CorelDRAW. И немного денег. Диплом о медицинском образовании одного из частных университетов Мехико, который выглядит «довольно-таки убедительно» для неискушенного в таких делах журналиста, мог обойтись Чаппаро в 5000 песо, или около $400. Чаппаро так и не стал врачом: попрощавшись с Раулем, он сел в машину Альберто и еще за 60 песо доехал до дома. «Обращайся, дружище», – сказал uber-дилер на прощание.
Сиделка для водителя
Для Чжана, водителя каршерингового сервиса Didi Kuaidi (главный конкурент Uber в Китае),настали суровые времена: он мог целый день кружить по Пекину и не получить ни одного заказа. Однажды он решил взять все в свои руки. Проведя некоторое время в интернете, Чжан нашел способ поправить свои дела: он наймет людей, которые за вознаграждение будут вызывать его для фальшивых поездок.
Платить людям за то, чтобы они вызывали такси, – эта идея кажется нелепой, но не в Китае. В Поднебесной идет ожесточенная борьба за рынок между двумя сервисами – Uber и Didi. Каждый, надеясь победить, привлекает водителей как может. Uber, в частности, выплачивает бонусы – от 60% до 110% от стоимости поездки (суммы счета, выставленного клиенту). Если водитель выполняет более 50 заказов в неделю, размер бонуса увеличивается до 130%.
В Китае, известном своимифабриками интернет-троллей, найти человека, готового сделать несколько кликов, ничего не стоит. У прибегающих к помощи фальшивых пассажиров есть свои кодовые слова. Водителя, которому нужен заказ, называют «пациентом», поддельный клиент – это «сиделка», а заказ, который якобы надо выполнить, – это «укол». Пациент может запросить укол, когда ничем не занят или же по пути к реальному пассажиру, чтобы увеличить прибыль и число произведенных поездок. Уколы особенно необходимы в часы пик и ночное время, когда бонус, выплачиваемый Uber, максимален. Маршрут, разумеется, оговаривается заранее: сиделка оставляет в системе заказ, пациент подбирает его, едет в пустой машине, а затем делит стоимость поездки с заказчиком, в глаза того не видя. В схеме также активно используются купоны на «бесплатную поездку», щедро раздаваемые каршеринговыми сервисами «новым клиентам».
Предполагается, что Uber, благодаря своей системе обильных выплат водителям, наиболее уязвим для мошенничества с заказами. Как писал Bloomberg в прошлом году, фальшивыми компания считала 10% от общего числа поездок, речь идет о миллионах заказов. Кроме того, существуют сотни тысяч«водителей» (поддельных аккаунтов), которые никого никуда не возят, а только имитируют деятельность. Один человек, способный обойти систему идентификации Uber и имеющий аккаунт водителя и нескольких пассажиров, может «заказывать» и «возить» сам себя, получая деньги за каждую такую поездку. А с помощью специальных программ, фабрикующих данные о перемещениях, он при всем этом может и вовсе не выходить из дома. Китайские медиа писали о случае, когда некто в качестве «водителя Uber» зарабатывал до 10 тысяч юаней (чуть больше $1500) в месяц, даже не имея автомобиля.
Путь уныния
В Сети можно найти огромное множество форумов водителей Uber на всех языках, но англоязычный UberPeople сам себя называет крупнейшим. Для стороннего наблюдателя он может стать окошком в жизнь водителя, которая обычно скрыта от пассажира. По свидетельствужурналиста Ройзин Киберд, изучившей форум, наиболее заметный тон сообщений на этой площадке – возмущение. Возмущение необоснованнымипретензиями, перетекающими в плохие рейтинги, меняющимсязаконодательством и даже молодыми водителями, для которых Uber – это «хобби».
Настроения среднего участника форума, пишет Киберд, обычно меняются от оптимизма у водителей-новичков к глубокому разочарованию, что вполне соотносится с известной проблемой компании Uber – высокой текучестью кадров. Новый водитель, пришедший на форум за советом, нередко получает ответы вроде: «Беги. Это лучший из советов» или «Не спрашивай почему, просто уходи. Это лучшее, что ты можешь сделать». По словам одного из водителей, участники UberPeople проходят через несколько фаз. «Есть новые водители, которым хочется познакомиться с сообществом и поделиться опытом. Сначала они ведут себя оживленно, затем – рано или поздно – становятся апатичными и, наконец, начинают плохо отзываться об Uber, потому что столкнулись с очень негативным водительским опытом. Это бесконечная нисходящая».
Быть водителем Uber, резюмирует свои впечатления Киберд, – это работа в одиночестве, несмотря на то что работаешь с людьми. Одиночество только подчеркивается корыстными отношениями между поставщиком услуги и пользователем: да, водители Uber и пассажиры вежливы друг с другом, но это нужно для того, чтобы поддерживать высокий рейтинг. Если не считать онлайн-форумов, у водителя даже нет коллег, с которыми можно обсудить прошедший день
Вечером 1 июня Общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии вложил гигантскую сумму – $3,5 млрд – в сервис частных водителей Uber. Это крупнейшая единовременная инвестиция, которую когда-либо в истории получала частная организация. Сделка подтвердила статус Uber как компании, которая привлекает больше вложений, чем любой другой стартап мира.
Параллельно издание Motherboard публикует серию материалов об обратной стороне каршерингового сервиса. Официально подборка рассказывает о том, «как Uber изменил и еще изменит мир вокруг нас», но одновременно она позволяет составить портрет сервиса и увидеть то, что обычно не видит средний пользователь, вызывающий очередную машину, а возможно, и крупнейший инвестор. Вот несколько историй об Uber, каким вы его не знали.
Мой uber-дилер
В один прекрасный день журналист Луис Чаппаро сел в машину Uber в Мехико и, поддерживая непринужденную беседу с сорока-с-чем-то-летним водителем, пошутил: хорошо бы у меня был диплом врача, тогда я зарабатывал бы больше, чем сейчас. Водитель Альберто ответил: ну, могу помочь его получить. Чаппаро выяснил, что имел в виду Альберто, много времени спустя: целый год он набирался смелости вновь связаться с ним. Шофер не был фальсификатором документов или дилером на черном рынке, но, как оказалось, у него были нужные связи. Так журналист узнал о второй жизни водителя Uber – он был посредником между клиентами сервиса и нелегальным бизнесом, процветающим в столице Мексики.
Зарабатывать извозом могут люди из самых разных слоев общества, некоторые из них знакомы с изнанкой больших городов, в этом нет ничего удивительного. Но в Мексике контакты с криминальным миром становятся самостоятельным источником заработка – посредникам тоже полагается плата. Путь от дома Чаппаро до Тепито («отважный квартал», как называют его местные) – одного из самых криминальных районов Мехико, – стоил 60 песо ($4). Эта сумма несоизмерима с реальным заработком Альберто в эту поездку: за сопровождение по опасному кварталу и знакомство с фальсификатором документов Раулем Чаппаро заплатил ему еще 1000 песо ($60). Для компании Uber, следящей за перемещениями своих водителей, путешествие ничем не отличалось от всех прочих.
Как пишет автор статьи, таксист Альберто возит к Раулю нуждающихся в тех или иных услугах пассажиров уже в течение двух лет и «никогда не имел никаких проблем». Такая практика не редкость в Мексике: по свидетельству Рауля, криминальные картели (с которыми сам он решительно никак не связан) порой используют таксистов в качестве «койотов» – поставщиков клиентов. «Водители Uber – идеальные койоты», – говорит фальсификатор: они ничего не навязывают, а просто болтают с пассажирами и узнают о них больше, чем обычные таксисты наводящими вопросами вроде «что ты ищешь?». По мнению Рауля, в Мехико койотами являются сотни водителей Uber.
Все, что нужно в Мексике для того, чтобы стать новым человеком, – это образец настоящего документа, который нужно подделать, компьютер и умение обращаться с графическим редактором, например CorelDRAW. И немного денег. Диплом о медицинском образовании одного из частных университетов Мехико, который выглядит «довольно-таки убедительно» для неискушенного в таких делах журналиста, мог обойтись Чаппаро в 5000 песо, или около $400. Чаппаро так и не стал врачом: попрощавшись с Раулем, он сел в машину Альберто и еще за 60 песо доехал до дома. «Обращайся, дружище», – сказал uber-дилер на прощание.
Сиделка для водителя
Для Чжана, водителя каршерингового сервиса Didi Kuaidi (главный конкурент Uber в Китае),настали суровые времена: он мог целый день кружить по Пекину и не получить ни одного заказа. Однажды он решил взять все в свои руки. Проведя некоторое время в интернете, Чжан нашел способ поправить свои дела: он наймет людей, которые за вознаграждение будут вызывать его для фальшивых поездок.
Платить людям за то, чтобы они вызывали такси, – эта идея кажется нелепой, но не в Китае. В Поднебесной идет ожесточенная борьба за рынок между двумя сервисами – Uber и Didi. Каждый, надеясь победить, привлекает водителей как может. Uber, в частности, выплачивает бонусы – от 60% до 110% от стоимости поездки (суммы счета, выставленного клиенту). Если водитель выполняет более 50 заказов в неделю, размер бонуса увеличивается до 130%.
В Китае, известном своимифабриками интернет-троллей, найти человека, готового сделать несколько кликов, ничего не стоит. У прибегающих к помощи фальшивых пассажиров есть свои кодовые слова. Водителя, которому нужен заказ, называют «пациентом», поддельный клиент – это «сиделка», а заказ, который якобы надо выполнить, – это «укол». Пациент может запросить укол, когда ничем не занят или же по пути к реальному пассажиру, чтобы увеличить прибыль и число произведенных поездок. Уколы особенно необходимы в часы пик и ночное время, когда бонус, выплачиваемый Uber, максимален. Маршрут, разумеется, оговаривается заранее: сиделка оставляет в системе заказ, пациент подбирает его, едет в пустой машине, а затем делит стоимость поездки с заказчиком, в глаза того не видя. В схеме также активно используются купоны на «бесплатную поездку», щедро раздаваемые каршеринговыми сервисами «новым клиентам».
Предполагается, что Uber, благодаря своей системе обильных выплат водителям, наиболее уязвим для мошенничества с заказами. Как писал Bloomberg в прошлом году, фальшивыми компания считала 10% от общего числа поездок, речь идет о миллионах заказов. Кроме того, существуют сотни тысяч«водителей» (поддельных аккаунтов), которые никого никуда не возят, а только имитируют деятельность. Один человек, способный обойти систему идентификации Uber и имеющий аккаунт водителя и нескольких пассажиров, может «заказывать» и «возить» сам себя, получая деньги за каждую такую поездку. А с помощью специальных программ, фабрикующих данные о перемещениях, он при всем этом может и вовсе не выходить из дома. Китайские медиа писали о случае, когда некто в качестве «водителя Uber» зарабатывал до 10 тысяч юаней (чуть больше $1500) в месяц, даже не имея автомобиля.
Путь уныния
В Сети можно найти огромное множество форумов водителей Uber на всех языках, но англоязычный UberPeople сам себя называет крупнейшим. Для стороннего наблюдателя он может стать окошком в жизнь водителя, которая обычно скрыта от пассажира. По свидетельствужурналиста Ройзин Киберд, изучившей форум, наиболее заметный тон сообщений на этой площадке – возмущение. Возмущение необоснованнымипретензиями, перетекающими в плохие рейтинги, меняющимсязаконодательством и даже молодыми водителями, для которых Uber – это «хобби».
Настроения среднего участника форума, пишет Киберд, обычно меняются от оптимизма у водителей-новичков к глубокому разочарованию, что вполне соотносится с известной проблемой компании Uber – высокой текучестью кадров. Новый водитель, пришедший на форум за советом, нередко получает ответы вроде: «Беги. Это лучший из советов» или «Не спрашивай почему, просто уходи. Это лучшее, что ты можешь сделать». По словам одного из водителей, участники UberPeople проходят через несколько фаз. «Есть новые водители, которым хочется познакомиться с сообществом и поделиться опытом. Сначала они ведут себя оживленно, затем – рано или поздно – становятся апатичными и, наконец, начинают плохо отзываться об Uber, потому что столкнулись с очень негативным водительским опытом. Это бесконечная нисходящая».
Быть водителем Uber, резюмирует свои впечатления Киберд, – это работа в одиночестве, несмотря на то что работаешь с людьми. Одиночество только подчеркивается корыстными отношениями между поставщиком услуги и пользователем: да, водители Uber и пассажиры вежливы друг с другом, но это нужно для того, чтобы поддерживать высокий рейтинг. Если не считать онлайн-форумов, у водителя даже нет коллег, с которыми можно обсудить прошедший день
Вложения
-
41.8 KB Скачано: 927